Александр Воеводский ([info]bogumil) wrote,
@ 2008-01-29 17:49:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:монологи молчуна 4

О музеях деревянного зодчества

Полемическая заметка мимоходом.
Наткнулся на хорошие фотографии из Малых Корел (это такой музей деревянного зодчества под Архангельском). Как раз только что выложил в сообщество пост о нашем путешествии в Посвирье и подумал, до чего всё это... Ненастоящее. Я, конечно, понимаю, что им - этим церквям, избам, амбарам, мельницам - там - лучше. И пригляд, и реставрация, и пожарная охрана. Да и нам тоже - лучше. Не надо лезть в болото или трястись полдня (а то и несколько дней) по малопроезжей дороге. Всё - на блюдечке, с голубой каёмочкой. Но - не цепляет. Я понимаю - школьников возить - пусть знают в какой стране родились. Я понимаю - иностранцем показывать, да водкой поить, да девах длинноногих в сарафанах... Я понимаю - искусствоведам - исследовать. Но я лучше доеду, дойду, доползу до затерянного в тайге села, с одной жилой избой - и буду один на один с древностью, простотой и величием. Потому, что это - подлинное. И потому, что дорога даётся чтобы подготовиться. А иностранцев я потом в музей приведу, уже на работе. И буду снисходительно улыбаться, глядя на них. Потому, что они думают, что это - Россия.
Музеи деревянного зодчества - это как дома престарелых. Хорошие, красивые. Только избави Господи меня от дома престарелых! Лучше я где-нибудь в путешествии...
Только не поймите меня неправильно. Я не против музеев. Более того, я преклоняюсь перед теми людьми, кто их создавал и поддерживает, и развивает. Просто, мне кажется, всегда нужно оставлять храмы и в родных деревнях. Хотя так, конечно, дороже, чем свезти в одно место. И опаснее.
Вычитал у Гоголицына, что в 1970-е гг. существовал проект устройства музея деревянного зодчества где-то в Отрадном, на Неве. Туда должны были свезти посвирские церкви. Не случилось.
P.S. Есть только один не музейный музей- Кижи. Но, опять же: Кижский погост туда никто не перевозил - он на своём месте стоит. А остальное меркнет по сравнению с ним. Хотя и Кижи могут показаться чересчур музейным более тонким ценителям.
P.P.S. А до Малых Корел я обязательно доеду. Посмотреть-то хочется! Но и без них в Архангельской области деревянные церкви есть.




(Post a new comment)


[info]elka_sh
2008-01-29 03:09 pm UTC (link)
Говорят, в этих музеях (Новгородском, например) обыкновенные избы простых крестьян всегда выдавали за "дом зажиточного крестьянина" - чтобы хоть как-то объяснить, почему забитый крестьянин жил в такой большой хорошей избе...)) Это к вопросу о школьниках...))
Меня вот вообще деревянное не "цепляет", в любом виде...
И хороший дом престарелых - как на Западе - меня бы тоже не испугал.
Но Ваша мысль понятна и очень благородна, правда.)

(Reply to this)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-29 03:12 pm UTC (link)
А меня вот, как видете, деревянное очень зацепило. Есть ещё один аспект: пока в селе есть храм, а особенно, древний храм... Ну, вы понимаете, о чём я?
Про урестьян - позабавило. Просто дело в том, что на Русском Севере и крестьяне были другие, не такие, как в центральной России.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]elka_sh
2008-01-29 03:20 pm UTC (link)
Конечно, там даже крепостного права не было! Безусловно, они были совсем другие. И советская власть туда далеко не сразу добралась. Но всё-таки добралась... Эх...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-29 03:21 pm UTC (link)
Ага...

(Reply to this)(Parent)


[info]telmire
2008-01-29 03:15 pm UTC (link)
Когда-то очень давно я там была... Мне понравилось... и ух сколько впечатлений было от переправы по веревочному мостику =)) А насчет музеев - пожалуй соглашусь... дело благородное... но не всё так просто.

(Reply to this)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-29 03:22 pm UTC (link)
Конечно, я постарался раскрыть все стороны. И вывод сделал исключительно для себя.

(Reply to this)(Parent)


[info]evi_19
2008-01-29 05:48 pm UTC (link)
Имхо очень сложная тема.
Она как ра из той категории, где приходится идти на компромисс. Я с этим столкнулась в Томске.
Дело ведь даже не только в том, что дороже, а что дешевле... просто если оставить всё это людям, то они вероятнее всего, просто забьют, и всё сгниёт. Впрочем, если свезти в одно место и всё там оставить, то тоже может сгнить. У нас под Томском так лет пятнадцать назад и получилось.
А для того, чтобы всё было действительно нормально, нужно этим заниматься, серьёзно заниматься, а этого никто делать или не хочет или не может, во всяком случае у нас. Из-за такого вот мне периодически хочется остаться в своём городе и попробовать немножко изменить мир...

(Reply to this)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-29 06:00 pm UTC (link)
Ну вот например, посвирские церкви ичасовни в относительно хорошем состоянии - а они не в музее, хотя и на балансе музея. Так что всё возможно. В то же время, в 2004 г. сгорели две церкви в Волнаволоке.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]evi_19
2008-01-29 06:14 pm UTC (link)
имхо это возможно когда деревянных построек мало.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-29 06:19 pm UTC (link)
На самом деле, в древности церкви горели так же часто, как и теперь. Теперь чаще всего по пьяни или от неосторожности горят - раньше могли от непогашенной свечи загореться или от удара молнии. Просто их возобноваляли, а теперь нет...
Но понимаешь, я пытаюсь относиться к церкви как одновременно: к храму, в котором нужно служить к памятнику архитектуры, который нужно беречь и к центру, вокруг которого должен возникнуть приход.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]evi_19
2008-01-29 06:37 pm UTC (link)
<несколько раз пыталась написать то, что думаю по этому поводу, но выходил совершенный пессимизм. замечу только, что имхо всегда могло гореть по пьяни и неосторожности, просто отношение было количественно иное.>

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-29 06:41 pm UTC (link)
Количественно, да...

(Reply to this)(Parent)


[info]homaaxel
2008-01-29 06:14 pm UTC (link)
У меня это с зоопарком ассоциируется - когда животных из природной среды поместили в одном, не родном им, месте. Да, смотрится странно. Один вид, души нет. Нет магии места. Важен ведь не только дом, оторванный от своей среды. Правильно, ведь на обычных людей рассчитано, чему уж тут удивляться.

(Reply to this)


[info]asgerd_jj
2008-01-29 08:45 pm UTC (link)
В А.О. есть и каменные древние церкви - на Кожозере, в Матигорах.По естественным деревянным ансамблям А.О. могу кинуть материалы- куда и зачем ехать, подскажите мейл.

(Reply to this)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-29 08:57 pm UTC (link)
Про Кожозерский монастырь - знаю, а про второй храм - не слышал. Про деревянве церкви в А.О. видел только на http://www.dorogamil.ru, буду благодарен за любую информацию. Мыло дам удалённым комментом

(Reply to this)(Parent)


[info]bogumil
2008-01-29 09:45 pm UTC (link)
Мейл дошёл?

(Reply to this)(Parent)


[info]drugorodka
2008-01-29 09:15 pm UTC (link)
Пересеклось с недавним разговором. Вот, например, стул. Ну, я на нём сижу, двигаю его, могу повесить что-то на спинку стула, могу на него забраться форточку открыть и т.д. От этого он и стул вообще-то. И вот стул в музее. На нём нельзя сидеть, совсем нельзя. Не него нужно только смотреть. Какой же это, скажите мне, стул? Это не стул, а совсем незнакомая мне вещь - "экспонатъ". Как только попадает в музей - перестаёт быть стулом. И мы это чувствуем.
То же самое, похоже, и здесь.

(Reply to this)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-29 09:45 pm UTC (link)
Ага! Как ты точно сказала!
Потому и богослужения в таких церквях воспринимаются... этнографически.

(Reply to this)(Parent)


[info]yettergjart
2008-01-30 12:06 am UTC (link)
Меж тем - с днём рождения, дорогой Bogumil!

127,72 КБ

:-)))

(Reply to this)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-30 12:09 am UTC (link)
Спасибо огромное! Очень приятно. Каррр! (это к фотографии. Роскошная!).

(Reply to this)(Parent)


[info]tat_dt
2008-01-30 12:25 am UTC (link)
С Днем рожденья! Новых замечательных поездок, открытий, фотографий, хорошего настроения, здоровья и радости!:)

(Reply to this)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-30 12:29 am UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)(Parent)


[info]olelookoyeah
2008-01-30 03:36 am UTC (link)
Всё понимаю и возражать не буду. Но для горожан Корелы стали любимым местом отдыха. "Культовым", так сказать. А где нам ещё отдыхать? Ума не приложу!

(Reply to this)


[info]valdep
2008-01-30 09:14 am UTC (link)
С Днём рождения! Желаю, чтобы жизнь приносила побольше удовольствия, чтобы было много интересных путешествий, красивых фотографий и улыбок друзей!

(Reply to this)(Thread)


[info]bogumil
2008-02-08 04:26 pm UTC (link)
Запоздавлое спасибо. Было очень приятно!

(Reply to this)(Parent)


[info]unibaken
2008-01-30 10:10 am UTC (link)
Поздравляю с днём рождения! Желаю успехов, здоровья, счастья.

(Reply to this)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-30 11:13 am UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)(Parent)

(Reply from suspended user)
Re: Профсоюз ботов ЖЖ поздравляет Вас с Днем Рождения!
[info]bogumil
2008-01-30 02:42 pm UTC (link)
Спасибо, уважаемый бот!

(Reply to this)(Parent)


[info]skvonk
2008-01-30 08:54 pm UTC (link)
с днем рождения. :) путешествуйте в удовольствие ;) и все остальное - тоже в удовольствие чтобы.

(Reply to this)(Thread)


[info]bogumil
2008-01-30 11:39 pm UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)(Parent)



Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…