Александр Воеводский (bogumil) wrote,
Александр Воеводский
bogumil

17 марта 2007: Чудово

День начался не очень весело. Я, как всегда, проспал все возможные сроки. Впрочем, для первого дня пути это было не очень критично. Кроме того, у меня толком не было карты. Карта достопримечательностей Новгородского района (третье издание - сейчас доступно четвёртое, исправленное), как выяснилось, безбожно врала и, в силу небольшого масштаба, не давала ясной картины. По ходу дела выяснилось, что ни Вяжицкий, ни Хутынский монастыри на моём пути не лежат, так что заезжать туда необходимости не было. А жалко. В дополнении к этой карте, у меня были ещё три поксеренных странички из какого-то автодорожника, и совпадающая с ними пятикилометровка Северо-Запада России. Как выяснилось, этого было вполне достаточно.
Я решил ехать стопом. Встал на площади Победы и за три часа, на трёх машинах доехал до Чудова. Последними меня подвозила какая-то пара с характерным мягким южнорусским говором. Мужчина ещё и внешность имел богемную - длинные волосы цвета перец с солью. Цыгане или молдаване, наверно. Им нужно было в Анциферово под Боровичами. Где это - понятия не имели. Я показал им карту, и предложил было оставить себе, но они отказались. Кажется, они просто плохо умели карту читать. Высадили меня в Чудово, а сами поехали за своей звездой кочевой.
Чудово - старое ямское село, известно, как говорится в статье в Википедии ещё с XVI в. (подозреваю, что из переписной книги 1500 г.). Тогда оно именовалось "Чудовский Ям", или Ям-Чудово (название сохранялось до 1851 г.). Сам топоним Чудово, как считается, происходит от личного имени Чудо. Нынешний посёлок обязан появлением Николаевской железной дороге. Благодаря её в Чудово появилась промышленность - спичечный завод, затем стекольный, а теперь ещё и шоколадная фабрика Кэдберри. Теперь Чудово - обычный провинциальный городок - есть хрущёвские пятиэтажки, есть домики деревенского типа, есть промышленность, есть красивая река Кересть. Прямо с трассы видна строящаяся деревянная церковь. Я битых полчаса искал подходы к ней среди непролазной деревенской грязи, пока не выяснил, что легче всего было идти именно с трассы. Сфотографировав её - симпатичная, но не более того - я двинулся на поиски остальных достопримечательностей. Без карты делать это было сложно - Чудово - достаточно большой городок, из конца в конец его можно пройти за час. Пришлось ловить такси. Вообще, в Новгородской области, да и в самом Новгороде такси очень распространено и недорого. Обычная такса - 50 р. за поездку внутри населённого пункта. Но мне-то нужно было сделать несколько поездок, да ещё ожидание... В итоге, я накатался на 500 р (!). Зато таксист попался очень приятный и словоохотливый, так что приятным впечатлением о Чудове я обязан, в основном, ему.
Среди чёрно-белых красок грязной провинциальной весны Охотничий домик Некрасова радует какой-то яркостью и уютом. И работают там очень приятные люди. Вокруг домика - уже вполне зелёная трава. В одном комплексе с домиком - земская низшая сельскохозяйственная школа, основанная сестрой Некрасова, Анной Алексеевной Буткевич, которая перекупила домик после смерти поэта. Экспозиция, собственно, начинается со школы, где воссоздан класс с рядами парт, керосиновой лампой под потолком, доской и счётами в углу. Говорят, такой же у нас есть в Музее политической истории. В деревянном здании школы также литературная экспозиция. Ноя не поклонник такого рода выставок, и потому пошёл сразу в охотничий домик.
Домик был куплен Некрасовым за несколько лет до смерти. Чудово (вернее, деревня Чудовская Лука) было выбрано по нескольким причинам: во-первых - близко от Питера - всего три часа по железной дороге, во-вторых, дичь, особенно птица, водилась здесь в изобилии. В-третьих, неподалёку, под Грузиным, арендовал охотничий участок знакомец - и важный знакомец Некрасова, чиновник Главного управления по делам печати Лазаревский. На его помощь можно было рассчитывать в цензурных делах. Некрасов подолгу жил в Чудово, водил дружбу с здешними обитателями - помещиками, путейцами, крестьянами, много охотился и писал. Здесь Некрасов пережил и подъём, и спад активности, и тяжёлое угасание. За год до его смерти, его жена - Зинаида - случайно застрелила любимую собаку Некрасова, Кадо. Некрасов очень переживал потерю, и так и не нашёл подходящую замену. Кадо похоронен рядом с домом, я этого не знал и могилы не видел. Последний раз Некрасов был в Чудово совсем незадолго до смерти, болезнь (рак желудка) прогрессировала, он часто ездил в Гатчину консультироваться с доктором Боткиным, который посоветовал ему ехать в Крым.
После смерти Некрасова дом в Чудово достался жене и брату, но, как я уже сказал, его перекупила сестра, Анна Алексеевна. Она передала дом земству, с условием сохранить обстановку кабинета поэта. Школа проработала недолго - 15 лет - и закрылась за недостатком финансирования, дома были сданы в аренду, обстановка расходилась...В советское время и в доме, и в здании школы была больница, первая экспозиция открылась в 1976 г. Тогда же поставили памятник Некрасову.
Музейчик ничего себе, очень приятный и уютный. Благодаря окрестным крестьянам сохранились кое-какие подлинные вещи. И музейщицы тоже очень приятные.
Пробежав по экспозиции я вернулся в машину за фирменными календариками для музейщиц. Как они были рады! Водителю тоже перепало, к его радости.
После домика Некрасова направились к Казанской церкви, построенной по проекту сына писателя Глеба Успенского. Сам Глеб Успенский тоже жил в Чудово, его дом сохранился и музеефицирован, но я туда не поехал - во-первых, Глеб Успенский основательно забыт, а во-вторых, его дом лежал к югу от трассы, а все остальные достопримечательности - к северу. А церковь - ничего, вполне приличная, напоминает постройки Буланова в петербургской губернии, только чуть более неказистая: основной объём чересчур высокий, из-за чего главки выглядят слишком приземистыми. Сохранились старинные, судя по дереву, двери, украшенные позолоченными крестами. В церкви было тихо и пусто - ещё не служили. В полумраке прибиралась свечница, поблёскивал потемневшего от времени дерева иконостас... В общем, внутри, пожалуй, было интереснее.
Потом съездили к ещё одной церковке, явно новой и симпатичной. Она ещё была закрыта. Рядом с ней интересный крест - наподобие старинных русских каменных крестов, только уже современный.
Далее я решил съездить и посмотреть местный фарфоровый завод - думал, может, стоит предложить туристам его продукцию в качестве сувениров. Как выяснилось, не стоит - фарфор, как фарфор, только очень дешёвый. Есть и музей, только он был закрыт по случаю выходного дня. Зато водитель расчувствовался и громко расхваливал достоинства товара. Как оказалось, он ещё ни разу туда не заезжал, поскольку в Чудово всего полтора года, а сам - из-под Архангельска. Потому даже прикупил себе что-то, кажется, декоративную тарелку. Фарфоровый завод лежит от Чудова уже немного в стороне. Оттуда водитель вызвался бесплатно (!) довезти меня до Волхова - там у него дача, и оттуда должно быть видно Грузино - имение Аракчеева. От самого имения не осталось ничего, на его месте - деревянная церковь. По дороге мы проезжали широкие заливные луга - здесь и охотился на Некрасов водоплавующую птицу. На лугах ещё стоял лёд, я заприметил даже одного рыбака. А вот Волхов уже вскрылся и широко разливался под высоким металлическим мостом, открывая любимые русские неоглядные дали. Только дождь, заливающий фильтр на объективе, несколько омрачал впечатление. Водитель оставил меня фотографировать на мосту, а сам поехал разворачиваться. Мост оказался странным - вроде не подвесной, но очень неприятно колеблется под тяжестью. Проехал грузовик - так мост не то, чтобы дрожал - танцевал! Я уже начал прикидывать, сколько лететь вниз, и куда потом выплывать, как возвратился водитель.
Ну, а от моста поехали обратно, на автобусную станцию. Мне повезло - маршрутка в направлении Селищ уходила через двадцать минут. За это время я попытался найти какой-нибудь общепит. Гиблое дело! Кафешка есть, но она на трассе - от автобусной станции те же минут двадцать пути. Пришлось довольствоваться сникерсом.
Продолжение следуют. Фотографии, с целью экономии вашего времени и трафика, будут отдельным постом. Да, вот ещё хотел спросит - не очень многословно получилось? Дальше будет меньше, держитесь ;-)

Чудово; Селищи: слова; Селищи: фото; Селищи-Новгород; Новгород-КрЕстцы (слова и фото)
Tags: Валдайская авантюра, Новгородская область, Чудово, без фотографий, города и веси, краеведение, монологи молчуна, путешествия, усадьбы, церкви